Диаметры задвижек: фланцевых, чугунных, шиберных, клиновых

Для проектирования новых и ремонта уже существующих систем трубопроводов используются государственные стандарты, регламентирующие запорную арматуру. Разработка и производство всех видов задвижек для трубопроводов осуществляется на основании именно этих стандартов, делающих унифицированными все размерные величины оборудования. Современные производители, кто изготавливает свою продукцию на основании своих внутренних технических условий, при этом использует такие же нормы, как и указанные в ГОСТ.

Что означает номинальный диаметр задвижки DN

 

Для обозначения и классификации задвижек всех типов в современной технической документации принято использовать обозначение DN — номинальный диаметр. Это обозначение применяется к обозначению внутреннего диаметра рабочего прохода корпуса устройства. Данное обозначение номинального диаметра выступает, кроме этого, общим для обозначения и остальных элементов конструкции задвижки, которые включены в размерную группу.

 

Номинальный размер позволяет быстро подобрать нужный типоразмер устройства для установки, собственно этим обозначением пользуются и для маркировки диаметра трубопровода, что дает возможность быстро подбирать номенклатуру арматуры для трубопровода, не вдаваясь в подробности. Использование номинального размера внутреннего рабочего прохода DN или ДУ регламентировано государственными стандартами и выступает официальным типом маркировки арматуры по ее диаметру.

От чего зависят размеры диаметров задвижек

 

Использование в качестве запорной арматуры задвижек разного диаметра чаще всего вызвано техническими условиями для каждого конкретного типа трубопровода и условиями транспортируемых по нему продуктов. Диаметры задвижек определяются по внутреннему диаметру полости устройства. Это особенность маркировки и расчета размеров вызвана необходимостью обеспечить максимально простой способ пропуска транспортируемого потока трубопроводом.

Разработанные государственные стандарты определяют основные виды запорной арматуры. К этим видам относятся:

  1. Фланцевые задвижки;
  2. Стальные задвижки;
  3. Чугунные задвижки;
  4. Шиберные виды задвижек;
  5. Клиновые типы задвижек.

Для каждого вида арматуры разработаны нормы и стандарты, определяющие не только внутренний диаметр отверстий, но и типы соединений и размеры фланцевых элементов. Для классификации используются следующие стандарты:

  1. ГОСТ 3706-93 — стандарт производства фланцевых видов затворов;
  2. ГОСТ 9698-86 — определяет стандарт двух видов арматуры стальных и чугунных видов задвижек;
  3. ГОСТ 10738-76 — применяется для классификации клиновидных видов запорной арматуры;
  4. ГОСТ Р 55020-2012 — классифицирует шиберные конструкции.

Типовые размеры фланцевых задвижек

Фланцевые виды запорной арматуры, наиболее часто используемые для установки в трубопроводах различного назначения используются в качестве устройства регулирования потока рабочей среды и его запирания. Крепление в систему осуществляется при помощи фланцев, на болтовой тип соединения.

Размеры диаметров этого вида устройств зависят:

  1. От величины условного прохода корпуса;
  2. Максимального и рабочего давления внутри трубопровода;
  3. Длины устройства.

Диаметр рабочего прохода корпуса устройства имеет величины:

  1. Малого диаметра 10, 25, 80 мм;
  2. Средней группы размерных величин 125, 250, 350 мм рабочего прохода;
  3. Большого размера — 500, 600, 700, 800, 1200, 1600, 2000 мм.

Фланцевые виды устройств используются в системах внутренне давление которых номинально поддерживается в пределах 400-40000 Кпа.

Диаметр устройств напрямую связан с их линейными размерами, или по другому строительной длиной — 140,180, 230, 290, 330, 390, 430, 470 510, 550 мм

Внимание! Маркировка запорной арматуры имеет буквенно-цифровую кодировку, в которой первая цифра — это тип устройства, вторая цифра через дефис диаметр условного прохода в корпусе, третья обозначает рабочее давление. Вторая часть маркировки обозначает гост, по которому выполнена конструкция модели.

Чугунная запорная арматура

чугунные задвижки

 

Чугун, наиболее используемый для производства запорной арматуры материал. Серый ковкий чугун дает возможность отлить формы корпусов с высокой точностью и высокими эксплуатационными качествами. Именно поэтому использование чугунных задвижек в трубопроводах различного назначения имеет массовый характер.

Для разработки запорной арматуры используются стандарты размеров условного прохода корпуса:

  1. Размеры диаметра до 100 мм — 40, 50, 80 мм;
  2. Размеры задвижек до 500 мм включительно — 125, 250, 350 и 500 мм;
  3. Диаметром до 1500 мм — 600, 800, 1200 мм;
  4. И свыше 1500 мм — 1600 и 2000 мм.

Для чугунных изделий установлен более жесткий коридор рабочего давления — 160—2500 Кпа. Нижний порог давления у задвижек выше чем у фланцевых, а вот верхний ниже. Размеры строительной длины устройств соответствуют длине задвижек фланцевого типа.

Маркировка на корпусе изделия носит такой же характер, как и для остальных типов и состоит из буквенно-цифрового сочетания кодировок в такой же последовательности.

Шиберные задвижки

Для этого вида запорной арматуры основное место установки — трубопроводы для транспортировки продуктов нефтепереработки. Основное назначение — это перекрытие потока, а вот использование в качестве регулировочной аппаратуры для таких устройств необходим дополнительный привод.

Для установки используются размеры рабочего прохода корпуса диаметром:

  1. До 150 мм — 100 и 150 мм;
  2. От 150 до 500 мм — 200, 250, 300, 350, 400 и 500 мм;
  3. От 500 до 1000 мм — 600, 700, 800 и 1000 мм;
  4. Свыше 1000 — 1050 и 1200 мм.

Для расчета рабочего давления трубопровода используются показатели — 1,6 — 12,5 МПа

Маркировка серии шиберной арматуры включает в себя:

  1. Способ установки задвижки в трубопровод;
  2. Тип привода управления;
  3. Классу сейсмостойкости устройства;
  4. Соответствие климатическому варианту исполнения;
  5. Стандарт, согласно которому выполнено изготовление.

Клиновые типы запорной арматуры

 

Клиновой тип рабочего органа обеспечивает простое и одновременное эффективное закрытие рабочего прохода. Это свойство позволяет обеспечить наиболее широкое применение задвижки в трубопроводах различного назначения, начиная от обычных водопроводных систем и заканчивая системами для транспортировки агрессивных веществ.

 

Обрезиненные типы клиновых затворов применяются в корпусах из чугуна, стали или специальных сплавов. Соединение, может быть как фланцевое, так и бесфланцевое, для устройств с обрезиненным клином способ установки приваркой не применяется.

Для установки используются размеры рабочего прохода чугунного корпуса диаметром:

  1. 150 мм — 50, 65, 80, 100 мм;
  2. От 150 до 500 мм — 125, 150, 200, 250, 300, 350, 400 и 500 мм;
  3. До 1000 мм — 600 мм;
  4. Для корпусов клиновых задвижек из стали используются рабочие диаметры прохода:
  5. До 150 мм — 50, 65, 80, 100 мм;
  6. От 150 до 500 мм — 125, 150, 200, 250, 300, 350, 400 и 500 мм;
  7. До 1000 мм — 600 мм;
  8. Свыше 1000 мм — 1600 мм.

При использовании электропривода клиновые задвижки в основном используют диаметр рабочего прохода до 600 мм. Отдельные производители ограничивают серию клиновых задвижек диаметром рабочего прохода 500 мм.

Типы соединений задвижек

 

Наличие в ассортименте задвижек нескольких размерных групп обеспечивает возможность применения нескольких видов соединений арматуры с трубопроводом.

Практически все виды задвижек, имеющие в ассортименте приборы малого диаметра используют муфтовый тип соединения. Диаметр до 100 мм обеспечивает надежность муфтового соединение с трубой. Исключением здесь выступает только шиберные типы арматуры, которые и конструировались для уменьшения размера корпуса.

Средние размеры до 500 мм имеют как стандартные фланцевые типы крепления в литом корпусе, так и возможность установки в бесфланцевом варианте. Небольшой рабочий проход позволяет использовать оба варианта крепления. Как и болтовое соединение на фланцах, так и использование шпилек для затяжки одинаково эффективно что для всех видов задвижек.

Большой диаметр арматуры традиционно применяется только во фланцевом типе установки. Здесь не имеет разницы каким образом выполнен корпус методом чугунного литья или сваркой штампованных фрагментов. Для трубопроводов, имеющих диаметр свыше 500 мм фланцевое соединение с применением болтов, обеспечивает максимально простое и герметичное соединение.