Чугунные шаровые краны: виды, конструкция, плюсы и минусы

Проживая в собственной квартире или частном доме, человек каждый день использует шаровый кран, так и не понимая до конца его значимость, а воспринимая механизм как должное. Зачастую это происходит потому, что по сравнению с вентильными аналогами, которые пользовались спросом еще несколько лет назад, шаровые конструкции более удобные и долговечные. Благодаря своей невероятной конструктивной простоте, такие механизмы стали наиболее популярными запорными механизмами нашего времени. Такие агрегаты применяются практически в каждой отрасли промышленности. К тому же шаровые краны относятся к категории доступных, если сравнивать их по стоимости с другими агрегатами того же типа.

Принцип работы и особенности

Данный тип оборудования состоит из такого набора элементов:

  1. Ручка съемного типа.
  2. Кольца, изготовленные из фторопласта. Они выступают в качестве уплотнительных элементов и находятся между шаром и корпусом. Показатель стираемости таких элементов в несколько раз ниже, чем у прорезиненных аналогов. Таким образом удалось практически полностью избежать возможных протечек.
  3. Шпиндель относится к категории подвижных элементов. Используется для осуществления поворота запирающего элемента.
  4. Установлен шар может быть в одном из двух положений. К ним относят фиксированное и плавающее. Проходное отверстие и сам шар могут быть как разного, так и одинакового диаметра.
  5. Корпус. Делается он как цельным, так и разборным. Последний вид имеет значительно больший вес и сложную конструкцию. Однако полностью поддаются ремонту, в отличие от цельных аналогов.

Агрегат одновременно прост и невероятно эффективен. Так, затвор шарового типа будет оснащен небольшим отверстием по оси потока. А при совпадении осей потока и отверстия кран будет находиться в открытом состоянии. При этом ось вращения и шар будут образовывать жесткий тип крепления, перпендикулярного основной оси рабочего потока. При повороте штока на 90°, поток и ось шара станут перпендикулярными относительно друг друга, и шар перекроет отверстие.

Разновидности

Основная классификация будет зависеть от разных критериев:

  1. Исходя из формы. Прямой тип считается одним из наиболее распространенных. Таким образом оба конца будут находиться вдоль основного потока. Угловые агрегаты предназначены для осуществления подключения на труднодоступных участках и изгибах трубопровода. Таким образом будут размещаться перпендикулярно.
  2. Исходя из вида корпуса. Цельносварные конструкции оснащены корпусом литого типа, который не подлежит разбору даже после небольшой поломки. Деталей в нем будет гораздо меньше, однако этот фактор благоприятно отразится на окончательной стоимости продукта. Ремонту такие устройства не подлежат. Конструкции разборного типа просты в эксплуатации, однако стоимость их несколько дороже. Спустя некоторое время их показатель герметичности существенно снизится, поэтому понадобится регулярное проведение необходимых профилактических работ.
  3. Исходя из способа осуществления установки. Для магистралей, в которых используются трубы небольшого диаметра, применяется муфтовый способ соединения (до 45 мм). Такие модели чаще всего используются в быту, при обустройстве водопроводных и отопительных систем. Они относятся к категории доступных, конструктивно простых, да и имеют устройства весьма небольшие габариты. Со временем, внутри начинает скапливаться окалина, что в значительной степени осложнит последующую эксплуатацию устройства.

 

В зависимости от резьбы используемой муфты, конструкции могут иметь отличия:

  1. штуцерные устройства – в этом случае с обеих сторон на внешней резьбе будут размещаться штуцера;
  2. с одной стороны будет находиться резьба, а с другой американка (гайка накидного типа);
  3. наружная с одной стороны и внутренняя с другой;
  4. на обоих концах с противоположных сторон – цапковые агрегаты;
  5. резьба будет находиться с внутренней стороны на обоих концах.

Шаровые фланцевые агрегаты принято использовать для магистралей большого диаметра. Наименованию это устройство обязано наличию обратных регулирующих фланцев. Для них могут быть использованы разные уплотнительные элементы, которые положительно влияют на общий показатель герметичности всей конструкции. Чаще всего соединения такого типа встречаются на газовых и нефтяных магистралях, которые функционируют под высоким давлением.

 

Для их изготовления используется высококачественный чугун или сталь. Однако недостатки у таких конструкций также имеются. Так, со временем показатель герметичности начнет существенно снижаться, так как болты начнут «разбалтываться». Приварной тип изделий ремонту не поддается, так как все соединения привариваются. Демонтировать участок можно только путем вырезания участка магистрали, что, несомненно, является недостатком подобных агрегатов.

Из чего состоит чугунная конструкция

Не беря во внимание высокий показатель надежности подобного оборудования и великолепные эксплуатационные свойства используемой арматуры, ее устройство невероятно простое. К основным элементам, из которых состоит шаровый чугунный или любой другой кран, относят:

  1. Сборный или цельный корпус.
  2. Регулирующая гайка.
  3. Шток, при помощи которого осуществляется соединение запорного элемента и ручки.
  4. Рукоятка.
  5. Седла параллельного типа, которые осуществляют фиксацию запорных элементов конструкции при использовании крана.
  6. Устройство сферической формы с перфорацией.

При этом отверстия под запорные механизмы могут быть разных размеров. Этого типа можно использовать арматуру стандартнопроходного типа. Такие элементы, при наличии необходимой перфорации, занимают лишь 75-80% диаметра (сечения) магистрали (ее трубы). Полнопроходную арматуру принято использовать при обустройстве систем водоснабжения. Диаметр отверстий таких механизмов приравнивается к сечению самой магистрали. Уплотнительные втулки и седла изготавливаются из полимерных материалов, но только для моделей этого типа, тем самым обеспечивая необходимый показатель фиксации шара. также может использоваться тефлон, фторопласт или каучук.

Ручка изготавливается по конструкции бабочки или же рычажка. Второй тип рукояти относится к категории более удобных в последующем использовании. Бабочки же применяются на тех участках, где в связи с недостаточным количеством свободного пространства, установить проворачивающийся рычаг не представляется возможным. Шаровые краны между собой стыкуются посредством идущих по обеим сторонам корпуса патрубкам.

 

Они могут быть:

  1. фланцевыми;
  2. сварными;
  3. муфтовыми.

В процессе установки водопроводов центрального назначения принято использовать муфтовый тип арматуры, того же принципа действия. При этом резьба может находиться как с наружной, так и с внутренней стороны крана.

Преимущества использования чугунных агрегатов

 

Шаровые чугунные краны представляют собой уникальные по своей сути устройства, которые применяются при обустройстве коммунальных сетей. Используются для осуществления перекрытия холодного и горячего водоснабжения, трубопроводов с вязкой рабочей средой, газопроводов и нефтяных магистралей. Современные производители готовы предложить одновременно несколько разновидностей конструкций, которые будут отличаться между собой не только конструктивными особенностями и техническими характеристиками, но и ценой.

 

С имеющимся ассортиментом продукции рекомендуется ознакомиться заранее, а не заказывать оборудование основываясь лишь на приведенных в брошюре или на сайте характеристикам. В техническом паспорте, которое выдается на каждое без исключения изделие этого типа, указана вся необходимая информация, которая поможет осуществить правильный выбор в пользу понравившейся модели шарового чугунного крана.

К основным преимуществам оборудования этого типа следует отнести высокий показатель надежности и прочности, которые характерны для всех изделий из чугуна. Также следует обратить внимание на показатель рабочего давления, который составит 2,5 МПа и температурный режим в 150°С.

Дополнительные преимущества

 

Также следует обратить внимание на высокий эксплуатационный срок используемого оборудования, минимальные эксплуатационные расхода и приемлемую ценовую политику. По сравнению со стальными кранами, чугунные стоят гораздо меньше, за счет стоимости самого материала. Монтаж чугунных агрегатов может осуществляться и на стационарных магистралях, которые не используют технологические линии.

 

При помощи подобного оборудования можно без труда обеспечить необходимый показатель герметичности всей магистрали, тем самым осуществляя полное перекрытие рабочего потока в случае необходимости. Шаровые краны относятся к категории достаточно востребованной арматуры запорного типа, которая стала прекрасной заменой вентилям и задвижкам более старого образца.

Общий вес и размеры изделий позволяют осуществлять монтаж практически на любом, даже самом недоступном участке магистрали. Помимо чугунных агрегатов, современный отечественный производитель способен предложить не менее экологичные латунные и стальные устройства, которые могут использоваться для обустройства трубопроводов, которые используются для транспортировки питьевой воды. устойчивость и невероятно длинный эксплуатационный срок изделий, в сочетании с высокими показателями износоустойчивости используемого оборудования, позволили максимально увеличить срок жизни таких магистралей, сделав их работу максимально эффективной и менее затратной.