Цельносварные шаровые краны: виды, конструкция, примеры монтажа

Запорная арматура встречается на промышленных объектах, в частых домах и общественных заведениях. Встречается просто огромное количество различных вариантов исполнения кранов, все они характеризуются определенными особенностями. В последнее время довольно большое распространение получили цельносварные шаровые краны. Сам механизм был придуман практически 100 лет назад, однако на тот момент технологии не позволяли обеспечить высокую степень герметичности. Только после появления современных материалов их область применения существенно расширилась.

Конструктивные особенности

Рассматриваемый тип кранов существенно отличается от многих других вариантов исполнения. Это связано со следующими конструктивными особенностями:

  1. Поток останавливается за счет затвора, выполненного в виде шара. В центральной части расположено отверстие, которое может быть круглой и квадратной формы.
  2. Запорный элемент соединен со штоком, который устанавливается изнутри. За счет этого существенно повышается надежность конструкции. Предназначение штока заключается в соединении запорного элемента с рукояткой. Кроме этого, есть и уплотнительные элементы, за счет которых существенно повышаются изоляционные свойства.
  3. В рассматриваемом случае корпус цельный, получается методом сварки. Цельный корпус характеризуется более высокой прочностью, но при этом исключается вероятность обслуживания механизма. Примером можно назвать то, что при износе прокладок заменить их не получится, нужно будет демонтировать кран и устанавливать новый.
  4. Некоторые варианты исполнения имеют дополнительное седло, которое изготавливается при применении специального материала. Оно повышает степень герметизации.

У вентильных кранов в качестве запорного элемента применяется сальник, который совершает обратно-поступательное движение. Именно конструктивные особенности определили широкое распространение шаровых кранов.

Классификация устройства

 

В продаже встречаются самые различные варианты исполнения шаровых кранов. Одним з наиболее важных параметров можно назвать применяемый тип соединения. Большое распространение получили:

  1. Муфтовые. Подобный тип соединения встречается сегодня крайне часто. Муфта представляет собой резьбовую поверхность. При совпадении витков и применении изоляционной ленты обеспечивается высокий уровень герметизации.
  2. Фланцевые. Этот тип соединения применяется зачастую при оборудовании систем трубопроводов в промышленности. Фланец соединяется болтами, а требуемая герметичность обеспечивается за счет специальной прокладки.
  3. Встречается и сварной тип соединения. Метод сварки для соединения труб применяется на протяжении многих лет. При соблюдении технологии создается прочный и надежный шов, который может выдержать весьма высокое давление.

Внутри используемого корпуса шарового крана есть шар с отверстием. При этом диаметр отверстия может отличаться от диаметра подводящего и отводящего патрубка. По этому признаку выделяют следующие устройства:

  1. Полнопроходные характеризуются низким гидравлическим сопротивлением, то есть в открытом состоянии механизм не влияет на давление в системе.
  2. Стандартный вариант исполнения имеет сечение перфорации в затворе 70-80% от диаметра трубопровода. Этого также вполне достаточно для обеспечения высокой эффективности системы.

В быту применяются стандартные варианты исполнения, которые обходятся дешевле и характеризуются длительным эксплуатационным сроком. В промышленности могут использоваться полнопроходные.
Еще одной распространенной классификацией можно назвать тип привода. По этому показателю выделяют:

  1. Ручной привод. Многие проводят установку вариантов исполнения именно с ручным приводом, когда рукоятка соединена с затвором при помощи штока напрямую. В некоторых случаях проводится установка редуктора, который существенно увеличивает передаваемое усилие.
  2. Электрический привод. В последнее время довольно большое распространение получил именно электрический привод, который позволяет автоматизировать процесс управления устройством. При этом от электрического привода усилие передается через редуктор. недостатком можно назвать высокую стойкость и низкую надежность, а также проблемы, которые возникают при прокладке электрического кабеля.
  3. Гидравлический и пневматический привод. Подобные варианты исполнения сегодня встречаются крайне редко, так как они громоздкие и достаточно дорогие. Устанавливаются они только в том случае, когда нужно передавать большое усилие.

При выборе стоит уделять внимание и типу используемого материала при изготовлении корпуса. Примером назовем следующую классификацию:

  1. Стальные сегодня встречаются крайне часто. Легированные сплавы характеризуются высокой коррозионной стойкостью, а также прочностью.
  2. Чугунные модели стали применять все реже. Это связано с тем, что подобный материал характеризуется достаточно большим количеством недостатков.
  3. Латунные варианты исполнения встречаются все чаще. Подобный сплав более легкий, а также может выдерживать воздействие воды и химических веществ.

Выбирая подходящую модель рекомендуется уделять внимание и популярности бренда. Есть довольно большое количество компаний, которые специализируются на выпуске подобного продукта. Он вкладывают большое количество средств в разработку собственных технологий и проверку качества.

Особенности проведения монтажных работ

 

Монтаж должен проводится исключительно с учетом особенностей трубопровода, а также самого крана. Если соединение проводится при применении муфты, то работа проводится следующим образом:

  1. Для начала выполняется перекрытие центрального стояка.
  2. Далее проводится осмотр резьбовой поверхности для того, чтобы исключить вероятность монтажа при наличии серьезного дефекта.
  3. На момент накручивания крана нужно избежать вероятность смещения оси. В противном случае может нарушиться герметизация.
  4. При закручивании стоит учитывать, что слишком высокое усилие может привести к срыву резьбы. Подобная ситуация приводит к необходимости замены трубы и самого крана. В некоторых случаях при закручивании применяется специальный ключ, который позволяет контролировать передаваемое усилие.
  5. Муфтовое соединение проводится при применении специальной изоляционной ленты, которую можно приобрести в специализированном магазине.

По завершению работы проводится проверка состояния соединения. Для этого устанавливаемый кран закрывается и подается поток от стояка. Если течь не была обнаружена, то шаровой кран может быть введен в эксплуатацию.

Фланцевый способ соединения характеризуется также своими особенностями. Примером можно назвать то, что между фланцами должна быть расположена специальная прокладка, а все болты затягиваются равномерно. Если болтам будет передано различное усилие, то оказываемая нагрузка будет распределена неравномерно. Что касается метода сварки, то подобную работу может провести исключительно сварщик с большим опытом работы.