Задвижка чугунная клиновая: особенности устройства и где используется
Современные системы трубопроводов оснащаются рядом вспомогательных элементов, которые отвечают за полное перекрытие или открытие потока рабочей транспортируемой среды. Если речь идет об устройствах старого образца, то в качестве запорных элементов выступают краны и вентили. На сегодняшний день большим спросом пользуются чугунные задвижки, которые отвечают за регулировку основного потока. При обустройстве элемента под прямым углом происходит полное перекрытие движения рабочей среды.
Основные показатели
Клиновый тип задвижек представляет собой разновидность запорной арматуры, который используется при обустройстве трубопроводов разного назначения. Возможна установка в системах, транспортирующих химикаты, сжатый кислород, углеводород, канализационные отходы, горячую и холодную воду. К агрессивным средам материал не восприимчив. Таким образом, она широко используется в коммунальных системах, энергетике, нефтяной промышленности и в газотранспортной сфере.
Типов крепления у нее может быть несколько:
- приварное (для крупных предприятий);
- фланцевое (коммунальные предприятия разного назначения);
- муфтовое (средний диаметр используемых труб).
Использовать чугунную клиновую задвижку можно исключительно как запирающий элемент, так как режимов у нее всего два: закрыто и открыто. Никаких промежуточных фаз не предусмотрено.
Для изготовления элемента могут использоваться разные материалы и применяться разные технологии. В зависимости от окончательных свойств изготавливаемой продукции, она делится на отдельные классы использования. Такое устройство прослужит долго и является полностью герметичным и невероятно простым в использовании, что, несомненно, является преимуществом в случае, если необходимо провести самостоятельную замену отдельных элементов задвижки.
Устройство задвижки
Задвижки клинового типа представляют собой такой тип устройств, которые способны на время полностью перекрывать рабочий поток жидкостей или воздушных (газообразных) масс. Установка производится на поверхность трубопроводов на одном из этапов их установки. Представляет собой разновидность арматуры, которая отвечает за регулировку основного потока внутри системы за счет изменения своего положения (перпендикулярность направления).
Разновидностей у задвижек несколько:
- клиновая;
- шиберная;
- параллельная;
- шланговая.
Форма клина присуща клиновым элементам. Уплотнители же будут находиться под небольшим углом по отношению друг к другу. Конструкция всего комплекса может существенно отличаться (двухдисковый, упругий или жесткий). Присоединительные элементы (концы), привариваются к корпусу и состоят из муфт или фланца. Для регулировки используется шпиндель, конструкция которого может быть выдвижной или не выдвижной. Управление полностью ручное.
Где используется
Уровень гидравлического сопротивления у таких задвижек минимальный, поэтому их можно часто встретить на линиях магистральных трубопроводов, в которых скорость передвижения рабочего потока просто огромная. Рекомендуется использовать в том случае, если предстоит транспортировка неопасных и неагрессивных газов и жидкостей. Также задвижки можно установить с электрическим приводом.
Недостатки и преимущества такого типа задвижек
Из названия можно с уверенностью предположить, что клиновая чугунная задвижка имеет запорный элемент клиновидной формы. Помимо обычных моделей, немалым спросом за последние годы начали пользоваться чугунные задвижки этого типа. Подобные изделия изготавливаются исключительно по установленному ГОСТу, поэтому их можно назвать универсальными и использовать на любых трубопроводах. Но чаще всего их можно встретить именно на системах, отвечающих за перемещение пара, устройств пожаротушения, канализации и водоснабжения.
Преимущества элемента запорного типа:
- Способность перемещать жидкость высокой вязкости. Присутствует возможность самостоятельного направления потока в выбранную заранее сторону.
- Низкий показатель гидравлического сопротивления. После закрытия устройство будет пропускать рабочую среду на большой скорости.
- Простота используемой конструкции. Перекрытие основного потока происходит за счет движения перпендикулярно направленного запорного элемента в возвратном или поступательном направлении. Никаких сложных действий со стороны мастера не потребуется.
- Несмотря на очевидные достоинства задвижек, изготовленных из чугуна, нельзя не упомянуть и об их недостатках. Их всего два:
- для полного открытия или закрытия заслонки понадобится огромное количество времени;
- огромная строительная высота.
Недостатков не так уж и много, однако, их также следует учитывать при выборе комплектующих. От их выбора будет напрямую зависеть удобство использования и срок эксплуатации изделия. На показатель производительности они также влияют.
Виды задвижек
Исходя из конструктивных особенностей они подразделяются на:
- Шланговые. Отнести ее к задвижкам можно только лишь условно, так как седлами она не оснащена. Все детали полностью изолированы от рабочей среды специальным защитным слоем из резины. При необходимости перекрыть поток, происходит передавливание шланга шпинделем.
- Клиновая. Используется тот же принцип действия, что и в параллельной задвижке, вот только к седлам будет прижиматься только обрезной клин.
- Параллельная со шпинделем выдвижного типа. По сути, это одна из разновидностей клиновых задвижек. Между седлами расположено одновременно несколько деталей – плоских дисков, которые разжимаются при помощи клина малой формы. В связи с плотным прилеганием к седлам уплотнительного материала, соединение считается полностью герметичным.
- Шиберная. Также именуется ножевой задвижкой. Выглядит как небольшая пластина, которая находится между фланцами. Прекрасно подойдет для систем, транспортируемых сточные воды с хорошей долей примесей. Можно установить дополнительный нож, который будет исполнять роль измельчителя. Герметичность потока не обеспечена в должной мере.
Материал используем при изготовлении корпуса:
- алюминий;
- стальные;
- чугунные;
- сверхпрочная резина;
- латунь;
- фторопласт.
Тип управления может быть:
- Ручной
- Гидропривод
- Пневмопривод
- Электрический привод
Ручной тип управления рекомендуется использовать только в том случае, если поток рабочей среды небольшой. В противном случае человеческой силы будет недостаточно для того, чтобы собственноручно провернуть необходимый рычаг и привести в действие механизм задвижки. Если речь идет об обустройстве трубопроводов большого диаметра, где поток рабочей среды огромен и непрерывен, то следует воспользоваться одной из разновидностей автоматизированных систем, которые позволят привести механизм в действие путем нажатия кнопки или рычажка.
Ручной тип управления осуществляется путем нескольких вариаций движения специального органа – шпинделя (вверх и вниз с вращением) и штока (просто вверх и вниз, исключая вращение). Крепление шибера и диска на шпинделе производится таким образом, чтобы движения были исключительно поступательными. При использовании автоматизированного устройства, использовать подобное вращение не рационально, поэтому установлен шток.