Насосы Д1 и Д2 – устройство, сфера применения

Насосное оборудование категории «Д» относится к разновидности оборудования центробежного класса, предназначенного для транспортировки жидкостей, которые по своим свойствам схожи с водой. Допускается небольшое количество посторонних элементов, которые составят не более 0,05% от общей массы веществ и диаметром 0,2мм и менее. Диапазон рабочей температуры колеблется от (+) 1°С до (+) 85°С.

 

Такие показатели как химическая активность и вязкость может составить 36х10(-6) м2/с. Также следует обратить внимание на то, что при изготовлении насосного оборудования класса «Д», речь идет о исполнении (климатическом) «УХЛ», и исходя из ГОСТ 15-150-69 Т категория его размещения составит 3,1 , 2. Такой тип оборудования классификации «д-1» и «д-2» принято использовать при обустройстве насосных станций систем ирригации, городского, сельского и промышленного назначения. При обустройстве систем, находящихся на пожароопасных участках, такой тип агрегатов тоже используется.

Конструкция и характеристики

Насосное оборудование категории «Д» характеризуются наличием горизонтального вала одноступенчатого типа. Подобные агрегаты используются при транспортировке жидкостей, в том числе и очищенной воды при рабочей температуре, не превышающей отметку в +85°С.

 

Параметры у рабочей среды должны быть схожими с водой. Это касается их химической активности – показатель pH должен быть в пределах 4-12, кинетическая вязкость 10-4 м2/с. Процент содержащихся посторонних компонентов (химических) 1% и меньше, габариты же не должны превышать 0,2 мм. Если речь идет о транспортировке такого вещества, как нефть, то используемый материал должен иметь обозначение «Б», если рабочая среда химически активная то «К», если количество примесей не превышает отметку 1% то маркировка «В».

В остальных случаях возможно соотношение примесей в размере 0,05%. Диапазон подачи материала при таком оборудовании составляет 1 800 л/с, при действующем напоре в 100 м. Примерный показатель силы (мощности) составит 2 000 кВт. Если необходимо оборудование, рассчитанное на большую мощность, то следует обратить к поставщикам, которые работают по индивидуальным заказам.

 

Оборудование (зачастую) имеет такое обозначение:

  1. напор 90 м/с;
  2. подача жидкости 200 м3/ч;
  3. «Д» – используемый агрегат характеризуется как двусторонний.

Назначение

Агрегаты классификации «Д-1», «Д2» и «Д» могут быть одноступенчатыми, центробежными и горизонтальными. Также им присуще наличие полуспирального подвода двустороннего жидкости непосредственно к рабочему колесу и отвод по спирали. В корпусе насоса имеется несколько разъемов в плоскости горизонтального типа. Демонтаж приспособления или отсоединение его от труб не понадобится, так как напорный патрубок и всасывающий будут находиться в нижней части корпуса. Ротор насоса позволит привести в действие основной механизм – двигатель, посредством упругой пальцевой (втулочной) муфты.

Подшипники радиально-упорные или радиальные являются вспомогательными элементами. Колесо двустороннего входа способно самостоятельно обеспечить равновесие осевых сил. Предотвращают даже малейшую протечку сальники уплотнения двойного типа. Насосы категории «Д» часто используются для транспортировки чистой воды, чья температура не превышает отметку в +85°С.

 

Также часто можно встретить на насосных станциях второго и первого подъемов, предназначенных для промышленного, сельского и городского водоснабжения. Для осушения и орошения полей также используется. Для изготовления вала применяется высококачественная сталь, а для рабочего колеса, крышек и самого корпуса используется чугун.

Принцип действия оборудования класса «Д»

На основании рамы самого электронасосного оборудования монтирован агрегат, которые присоединен муфтой втулочно-пальцевой с двигателей соответствующего (приводного) типа. Отвод может быть спиральным, а уплотнение вала сальниковое. Высокопрочный чугун используется для изготовления крышки насоса категории «Д», при этом имеется небольшой разъем, проходящий через ось ротора в горизонтальной плоскости.

 

«Д» категория оборудования относится к категории центробежных агрегатов, оснащенных двусторонним и одноступенчатым полуспиральным подводом рабочей среды к поверхности колеса. Разобрать насос можно не проводя демонтаж или отсоединение (снятие) двигателя, во многом благодаря тому, что патрубки всасывающие и нагревательные находятся в нижней его части.

 

Для того, чтобы правильно присоединить вакуумный насос или выпустить остатки воздуха из системы, имеется специальное отверстие (м16х1,5), что при наполненности насоса крайне важно. Используемые сальниковые уплотнители не позволят образоваться протечке транспортируемой системой жидкостей. При использовании моделей «Д-1», затвор сальника будет выполнен при помощи подвода рабочей среды к его кольцу по каналу, расположенному в верхней части крышки агрегата. Уплотняющие кольца защищают корпус и крышку от скорейшего износа, а также отвечают за отсутствие протечек (во всасывающей и напорной полости) на выбранном участке системы.

Если речь идет о горизонтальном насосе категории «Д», то в нем имеется колесо двустороннего входа, что способствует улучшенной защите эксплуатируемого колеса и насосной системы. Перегоняемые жидкости должны иметь единый показатель по содержанию твердых включений, равный 0,05% и менее от общего объема перегоняемой среды. Вязкость с показателем 36 сСт и температурным режимом, не превышающим отметку в +85°С.

В чем заключается принцип действия насоса? Он преобразовывает механическую энергию привода и гидравлическую энергию жидкости. Чтобы вакуумный насос присоединить либо чтобы была возможность заполнить насос самотеком, верхняя крышка на его корпусе оснащена небольшим отверстием. При помощи сальникового уплотнения жидкость не в состоянии дать протечку по валу. Как только подводится жидкость к кольцу сальника через канал в насосной крышке, происходит гидравлический затвор сальника.

 

Если есть необходимость в охлаждении и затворе, то в работу включается посторонний источник, через который подводится жидкость к сальнику. Чтобы крышка и корпус насоса не изнашивались, и не было протечек, это устройство укомплектовано уплотняющими кольцами. Рабочее колесо имеет двусторонний вход, благодаря чему насос работает без перебоев, что связано с  тем, что жидкость поступает с двух сторон, тем самым уравновешивая осевую силу. Чтобы увеличить всасывающую способность, на насосах категории 2Д устанавливают правый и левый шнеки вместо втулки. Насосный ротор начинает вращаться электродвигателю, который с устройством соединен втулочно-пальцевой муфтой. Подшипники радиальные представляют собой опоры ротора.

Где используются

Используется подобное оборудование категории «Д» в таких областях:

  1. При обустройстве систем, участвующих в тушении пожаров и установок, оснащенных приводов дизельного типа.
  2. При обустройстве систем пожаротушения, обосновавшихся в портах.
  3. При обустройстве систем охлаждения в металлургии.
  4. При обустройстве систем, отвечающих за подачу воды технического назначения на атомных и тепловых станциях.
  5. При обустройстве объектов химической отрасли.
  6. При обустройстве систем участвующих в перекачке воды, в которой находятся остатки нефтепродуктов в нефтеперерабатывающей отрасли.
  7. При обустройстве систем, отвечающих за прокачку пластовой жидкости в нефтяных разработках.
  8. При обустройстве систем мелиорации и водозабора.
  9. При обустройстве систем, отвечающих за подачу горячей и холодной воды промышленного назначения.

Конструктивные различия

 

Все типы устройств, относящихся к категории «Д», характеризуются как одноступенчатые, центробежные устройства с расположенным горизонтально валом. К характерным особенностям следует отнести особенности самого колеса, который оснащен двусторонним полуспиральным подводом жидкостей на входе, а на выходе отводом спирального типа.

 

Так как используется двусторонний тип входа, удалось максимально эффективно уравновесить нагрузки (осевые), производимые на вал. Подшипниковые узлы берут на себя остаточные осевые силы и распределяют их. Соединительная муфта участвует в присоединении электрического двигателя к насосу. Основой агрегата принято считать фундаментную раму, которая располагается на заранее подготовленном основании из бетона.

Сам насос представлен в виде стального или чугунного корпуса, который имеет верхнюю часть съемного типа. В некоторых моделях можно встретить проточную часть, которая покрыта специальным антикоррозийным составом в виде вспомогательного слоя из бронзы, хромированной стали или другого вещества, способного в значительной степени продлить эксплуатационный срок и повысить эксплуатационные характеристики изделия (оборудования класса «Д-1» и «Д-2»).

 

Патрубки размещаются в нижней части корпуса, поэтому при проведении технического осмотра или другой разновидности обслуживания, проводить демонтаж не понадобится. Если температурный режим рабочей среды превышает отметку в +60°С, то понадобится обеспечить непрерывный поток охлаждающей жидкости направленной к уплотнителю сальника.

Преимущества насосов категории «Д»

 

Общепринятые обозначения:

  1. «У-2» подразумевает подбор оборудования, основываясь на климатических условиях.
  2. «Е» показатель по защите от взрывов и для того типа оборудования, которое имеет специальную защиту в подобных ситуациях. Используется в промышленности.
  3. «А» характеризует основной материал, из которого были изготовлены корпус и колеса. Если обозначение отсутствует, то использовался чугун. Если чугун был покрыт противокоррозионным составом, то будет находиться обозначение «ПКП». При использовании углеродной стали обозначение будет «А». Хромированная сталь обозначается как «К», а бронзовое колесо рабочее будет обозначаться как «Б».
  4. Уплотнение торцевого вала характеризуется наличием «Т».
  5. Минимальная подача будет иметь обозначение в виде цифр. Чаще всего можно встретить «630».
  6. Номер модернизации «1» и «Д» вход двусторонний.
  7. Номинальный показатель напора «90».
  8. Комплектующие двигателя имеет определенное количество оборотов «2».
  9. Показатель рабочего класса «а и б».

Преимущества использования:

  1. для выполнения необходимых ремонтных и иных работ, проведения демонтажа не потребуется;
  2. при использовании высоконапорных агрегатов, проблема регулярного и существенного повышения нагрузки, была решена при помощи ротора, а точнее его проточной части, которая представлена в виде спирали двойного типа;
  3. нагрузки на подшипники и осевые комплектующие были также максимально снижены;
  4. при выборе габаритов рабочего колеса, исходя из требований самого заказчика, был обеспечен наиболее широкий выбор насосов и его комплектующих;
  5. такой тип оборудования может работать и в средах характеризующихся как химически активные (нетоксичные жидкости пластовая вода и морская вода).