Задвижка 30ч39р: устройство и технические характеристики
Использование клиновой задвижки 30ч39р в различных трубопроводных системах вызвано удобством эксплуатации и возможностью надежного перекрытия трубопровода с неагрессивной средой. Удобство использования, надежность перекрытия и большой ресурс сделали этот тип задвижек наиболее востребованным для обустройства большинства систем водоснабжения и канализации. Однако применение задвижки 30ч39р требует выполнения ряда технических условий, благодаря которым срок службы и надежность арматуры будут отвечать установленным стандартам.
Специфика и общее назначение изделия
Спецификой чугунной задвижки 30ч39р является обрезиненный клиновой затвор, обеспечивающий надежное перекрытие магистральной подачи содержимого трубопровода.
Плотное закрытие пространства и герметизация внутреннего объема трубопровода используется прежде всего в системах водоснабжения и обеспечения тепла. Прежде всего устройство используется в оборудовании насосных станций, распределительных узлов и магистралей, обеспечивающих подачу питьевой воды и воды прошедшей очистки при подаче к потребителям. Для систем теплоснабжения основное применение затвора связано с работой систем обратной подачи теплоносителя и систем его подготовки к использованию в системе отопления.
Использование резинового уплотнителя на клиновидном затворе имеет относительно небольшой температурный режим до +75 градусов Цельсия. Но этого промежутка вполне достаточно, чтобы обеспечить надежную работу и перекрытия направления движения жидкости как в прямом, так и обратном направлении.
Технологически в процессе работы предусмотрено два основных режима работы задвижки — открыто и закрыто. Промежуточных положений и использование затвора в качестве регулирующей арматуры для этого типа прибора не предусмотрено.
Основными качественными параметрами крана выступают:
- Долговременной надежной эксплуатацией;
- Надежным, прочным корпусом из высококачественного чугуна;
- Небольшим усилием при работе;
- Отсутствием набивного сальникового узла;
- Надежностью эксплуатации в критических режимах — задвижка не подвержена заклиниванию при резком повышении давления и температуры в трубопроводе;
- В узле шпинделя применена схема многослойного уплотнителя;
- Отсутствие в теле корпуса приямка, что обеспечивает равномерное протекание жидкости через задвижку.
Конструкция задвижки — назначение и принцип работы основных частей
Надежность работы затвора с обрезиненным клином типа 30ч39р обусловлена простотой конструкции и применение износостойких материалов.
Сама задвижка состоит из:
- Чугунного корпуса задвижки;
- Крышки с отверстиями для крепления;
- Фланцевого узла крепления;
- Шпинделя;
- Маховика;
- Фиксирующей гайки
Рабочим органом является клиновидный обрезиненный затвор. При опускании затвора он проходит по внутренней поверхности корпуса и перекрывает движение рабочей жидкости. Шпиндель закреплен по осевому направлению, а его перемещение осуществляется по часовой стрелке. Поворот шпинделя осуществляется при помощи маховика, прикрепленного непосредственно к шпинделю. Поворачиваясь по часовой стрелке вокруг своей оси, шпиндель опускает затвор до контакта с корпусом задвижки в нижней точке, таким образом производя герметизацию внутреннего объема.
Основные технические характеристики
Конструкция корпуса и затвора, принцип действия позволяют использовать задвижку для установки в трубопроводах, требующих установку полнопроходной запорной арматуры. Такая особенность отлично подходит для специфических сред, в которых использование обычных задвижек может привести к заиливанию, образованию осадочных явлений и закоксовыванию внутренней поверхности затвора.
Установка обрезиненного клинового затвора дает возможность проводить перекрывать поступление жидкости в обоих направлениях, что увеличивает надежность при таком явлении как обратный ход и гидроудар.
Клиновой затвор с резиновой оболочкой позволяет отнести задвижку 30ч39р к высокому классу А безопасности и надежности перекрытия госстандартов. Это значит, что перекрытие осуществляется одним из самых надежных способов.
Надежность корпуса обеспечивается высококачественным чугунным литьем, а износостойкость узла перекрытия обеспечивается дополнительным покрытием металла полимерным составом. Состав на основе эпоксидных смол обеспечивает, кроме всего прочего, и долговременная работа резиновой оболочки, не давая ей соприкасаться с металлом. Такое антикоррозийное покрытие обеспечивает и долговременную устойчивую работу в системах канализации, фильтрации сточных вод и промышленных отходов.
Фланцевое соединение с трубопроводом обеспечивает надежное крепление с любыми видами трубопроводов. Для герметизации соединения используется паронитовая прокладка с синтетическим герметиком или установка без него.
Сокращенные технические характеристики изделия:
- Корпус задвижки изготовлен из чугунного литья марка сплава ВЧ50;
- Резиновая оболочка ЕРРМ;
- Тип соединения с трубопроводом — фланцевый на паронитовой прокладке;
- Температура рабочей среды — +5— +150 градусов Цельсия;
- Внешний диаметр — от 50 до 300 мм;
- Рабочее давление в трубопроводе не больше 16Бар.
- Гидравлическое сопротивление 0,2 ед.
- Пробное давление от 2,4 Мпа для Ду 50-100 мм, и 1,5 Мпа для Ду 150-300 мм.
- Максимально допустимые показатели протечек Ду 50 – 0,3 см3/мин, Ду 80 – 0,48 см2/мин, Ду 100 – 0,6 см3/мин.
Сфера применения запорной арматуры с обрезиненными затворами
Специфика устройства и надежность эксплуатации запорной арматуры типа 30ч39р нашли свое применение в трубопроводах гражданского и промышленного назначения.
Надежность перекрытия канала с герметизацией потока в основном и обратном направлении нашли свое применение в качестве запорной арматуры для:
- Водонасосных станций и станций подачи воды с давлением до 16 мПа;
- Систем канализационных стоков с напорной и безнапорной подачей стоков;
- Систем подготовки и очистки теплоносителей в предприятиях и теплосетях;
- Для работы с газонаполненными жидкостями;
- Для систем орошения использующими неочищенную воду с большим содержанием механических вкраплений;
- Очистных сооружений и резервуаров.
Специфика монтажа задвижек
Перед началом монтажа изделия в систему проводится внешний осмотр и при необходимости снятие защитных пленок и заглушек. Внешний осмотр заканчивается контрольной проверкой работоспособности без монтажа в систему.
Условия монтажа должны обеспечивать полное отключение подачи рабочей среды в трубопроводе, очистку фланцев труб, подгонку по размеру паронитовой прокладки. Задвижки поставляются потребителю готовыми для установки и не требуют дополнительной разборки и смазки.
Однако перед установкой необходимо проверить работоспособность изделия — для этого делается 3-4 цикла открытия—закрытия задвижки без установки. Во время закрытия осматриваются внутренние поверхности эпоксидного покрытия чугунного корпуса и резиновой оболочки клинового затвора. Движение штока должно быть максимально плавным, без рывков, стопорения и заклинивания. Открывание и закрытие делается на разных скоростях от свободного легкого движения до открытия в быстром темпе.
Устанавливать задвижку не рекомендуется штоком вниз, горизонтальное положение и положение под углом к горизонту, возможно но, следует учитывать что нормальным положением считается вертикальное.
Установка проводится в следующем порядке:
- На фланец задвижки и трубопровода наносится герметик;
- Между фланцем затвора и трубы устанавливается прокладка;
- Задвижка фиксируется болтами во все отверстия и прижимается гайками;
- Операция повторяется и с обратной стороны задвижки со вторым фланцем трубы;
- После проводится затягивание гаек на болтах;
- Зажим проводится попеременно на обоих фланцах без перекоса и излишнего приложения усилий;
- Для компенсации теплового расширения изделия после установки и затяжки болтов устанавливается опора под корпус;
- Во время работ по монтажу или демонтажу задвижки затвор должен быть открытым.
При монтаже изделия в трубопровод из пластиковых или полиэтиленовых труб необходимо обеспечить установку переходников с фланцами на концы труб. Монтаж на пластиковые фланцы труб задвижки не осуществляется. После установки обязательно фиксируется как сама задвижка, так и пластиковый трубопровод на расстоянии в 1,5 метра в обе стороны трубопровода.